Знаки посвящены первому десанту на р. Западная Лица (Эсминец "Громкий", СКР "Гроза", СКР "Муссон", СКР "Смерчь", СКР "Туман")
1942г. 6 июля наши войска перешли в наступление, чтобы ликвидировать вражеский плацдарм на восточном берегу р. Западная Лица. Командование флота предложило командованию 14-й армии высадить тактический десант в составе усиленного батальона, который должен был ударом с севера помочь частям 52-й стрелковой дивизии уничтожить группировку противника, закрепившуюся на восточном берегу Западной Лицы. Это был первый десант Северного флота. Для десантирования был сформирован отряд моряков-добровольцев из личного состава базы бригады подводных лодок, резервной роты (под командованием старшего лейтенанта Симоненко) и пулеметной роты 102-го стрелкового полка. Командиром высадки был назначен командир Охраны водного района главной базы капитан 1 ранга В. И. Платонов.
Высадка десанта была неожиданной для противника, и его незначительное сопротивление было подавлено огнем сторожевых кораблей. Десант занял усадьбу колхоза «Большая Лица» и левым флангом соединился с 52-й стрелковой дивизией. Гитлеровцы, подтянув резервы, ночью снова перешли в наступление по всему фронту дивизии. Шли упорные, ожесточенные бои. Утром два сторожевых корабля и сторожевые катера флота высадили еще один батальон, но уже на западном берегу губы Западная Лица. Гитлеровцы вынуждены были перебросить сюда с основного направления наступления пехотный полк и развернуть его против десанта. Для фашистских войск создалось критическое положение. Так как весь горнострелковый корпус вел ожесточенные бои с частями 14-й советской армии на р. Западная Лица, у противника не оказалось резерва, необходимого для отражения десанта. Командир корпуса генерал Дитль потребовал у командования армии один-два полка для создания сильного флангового прикрытия корпуса, способного вести борьбу с советскими десантами. Командование армии «Норвегия» передало корпусу 4-й пулеметный батальон и перебросило в Киркенес группу бомбардировщиков. Кроме того, Маннергейм выделил им в помощь 14-й пехотный полк финской армии, который был переброшен из Южной Финляндии в район боев в середине июля. К этому времени десант уже выполнил свою задачу — наступление фашистских войск было сорвано. Корабли Северного флота неожиданно для противника сняли десант и перевезли в Ура-Губу, где он начал готовиться к новым активным действиям.
Немецко-фашистское командование решило возобновить наступление на Мурманск. Чтобы усилить группировку на мурманском направлении, оно приостановило наступление на Кандалакшу. 12 июля, перегруппировав силы, гитлеровцы снова начали наступление. В течение двух дней наша авиация наносила бомбовые и штурмовые удары по войскам противника. Сторожевые корабли «Смерч», «Гроза» и малые охотники за подводными лодками артиллерийским огнем поддерживали оборонявшиеся стрелковые части. Но превосходство в силах было на стороне врага. Создалось критическое положение для советских войск. Командование 14-й армии не имело резервов на мурманском направлении, за исключением не полностью укомплектованного 325-го стрелкового полка под командованием майора А. А. Шакито. Поэтому было решено усилить полк батальоном моряков и высадить его в тылу противника. На подготовку к высадке было отведено всего четыре часа. 14 июля три сторожевых корабля, три тральщика и десять сторожевых катеров при поддержке эскадренного миноносца «Куйбышев», сторожевого корабля «Гроза» и четырех малых охотников высадили 325-й стрелковый полк и отряд моряков (всего 1600 человек) на западный берег губы Западная Лица. Эскадренные миноносцы «Гремящий», «Громкий» и «Стремительный» прикрывали десант с моря.Одновременно с основным десантом с трех мотоботов была высажена группа из 50 человек у мыса Пикшуев, для того чтобы совершать диверсии в тылу противника в районе оз. Титовское. У гитлеровцев оказалось достаточно сил для локализации действий десанта, но это уменьшило ударную мощь войск, наступавших на мурманском направлении.
16 июля для усиления десанта в губе Западная Лица было высажено около 700 бойцов — добровольцев морской пехоты. Активные действия десанта вынудили фашистское командование отказаться от продолжения наступления.
Данные знаки выпущены в память 30-летия перехода из Владивостока в Полярное.
Этот переход был совершен летом 1942г.с целью усиления боевого состава Северного флота. Самыми надежными кораблями для охранения конвоев, и в частности для борьбы с подводными лодками, были эскадренные миноносцы. После перехода Северным морским путем из состава Тихоокеанского флота лидера «Баку» и эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный» в составе Северного флота была сформирована бригада миноносцев, первым командиром которой стал капитан 1 ранга П. И. Колчин. Все корабли вскоре были оборудованы новой гидроакустической аппаратурой и успешно вели борьбу с подводными лодками. Эскадренные миноносцы «Куйбышев», «Грозный», «Громкий» и лидер «Баку» за успешные боевые действия награждены орденом Красного Знамени. Данные знаки идут в продожение темы «Экспедиции особого назначания "ЭОН"».
В свою очередь немецкое командование спланировало операцию «Вундерланд» по срыву перехода советских кораблей. В той операции принял участие тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и 5 подводных лодок. В конце августа 1942г. он обстрелял Советскую базу на острове Диксон. Сторожевой корабль «Дежнев» вступил в неравный бой. В память об этом событии был выпущен след.знак.
Данная серия была выпущена в 1972г. и посвящена шевству комсомола над ВМФ.
Линкор Петропавловск (Марат) знак посвящен 50 летнему юбилею шефства комсомола над ВМФ СССР. Линкор спущен на воду 29.08.1911г под названием Петропавловск. 20.12 1914г. Вступил в строй и вошел в состав Балтийского флота. Учавствовал в 1й мировой, гажданской, советско-финляндской, Великой отечественной войнах и октябрьской революции. После революции 1917г получил новое имя Марат. С 10.05 по 06.06 1937г совершил поход в Англию для участия в торжествах по случаю коронации, отца Елизаветы II, Георга VI. В 31.05.1943 Кораблю вернули первоначальное имя –Петропавловск. Списан в 1953.
Крейсер «Червона Украина» - знак посвящен 30-й годовщине начала ВОВ. Крейсер спущен на воду 25.10.1915г. под именем «Адмирал Нахимов» далее 26.12.1922 получил новое имя - "Червона Украина" по случаю вхождения Украинской ССР в состав СССР, и вступил в строй аж в 21.03.1927г. Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12.12.1941 года погиб крейсер "Червона Украина"
Гвардейский эсминец «Сообразительный» Знак с датой 1943-1973 выпущен по случаю 30 летнего юбилея присвоения эсминцу гвардейского звания и одновременно «10 лет» со дня присвоения СКР-44, нового имени Сообразительный (21.03.1963). Корабль спущен на воду 26.08.1939 с именем «Прозорливый» и 25.09.1940 переименован в «Сообразительный» Вступил в строй 24.06.1941 на ЧФ. 01.03.1943 удостоен гвардейского звания. Списан в 1966г.
Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Это ветеранские знаки корабля. Спущен на воду 15.05.1915г. под именем «Адмирал Лазарев», деле 14.12.1926г. переименован в «Красный Кавказ». Нес службу на Черноморском флоте. 03.04.1942г. удостоен гвардейского звания. Списан в 1953г.
Краснознаменный лидер эскадренных миноносцев «Баку» знак посвящен переходу северным морским путем части кораблей тихоокеанского флота с целью усиления Северного флота. На этом знаке правильный подвес –красного цвета! Встречаются и других цветов –и это уже более поздний довыпуск знаков. Корабль был спущен на воду 25.07.1938г. и переименован в «Орджоникидзе». Вступил в строй 27.12.1939г и переименован в «Серго Орджоникидзе». Нес службу в составе 1-го дивизиона на Тихоокеанском флоте. 25.09.1940 года лидер был переименован в «Баку». После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион. 06.03.1945 года награждён орденом Красного Знамени. Списан в 1963г.
Эскадренный миноносец «Разумный» знак посвящен переходу северным морским путем части кораблей тихоокеанского флота с целью усиления Северного флота. На этом знаке правильный подвес –синего цвета! Встречаются и других цветов –и это уже более поздний довыпуск знаков. Корабль спущен на воду 30.06.1939г под именем «Прочный» и 25.09.1940 переименован в «Разумный» . Вступил в строй на ТФ 07.11.1941г. После перехода кораблей ЭОН-18 продолжил службу на СФ. Списан 1963г.
Эскадренный миноносец «Разьяренный» знак посвящен переходу северным морским путем части кораблей тихоокеанского флота с целью усиления Северного флота. На этом знаке правильный подвес –белого цвета! Встречаются и других цветов –и это уже более поздний довыпуск знаков. Корабль спущен на воду 22.05.1941г. Вступил в строй на ТФ 14.12.1941г. Осуществил переход в составе кораблей ЭОН-18 на СФ. Списан 1957г.
Юнга ДКБФ 1941-1945 Знак Ветерана Юнги ДКБФ Участника Великой отечественной Войны |