Знаки посвящены первому десанту  на  р. Западная Лица (Эсминец "Громкий", СКР "Гроза", СКР "Муссон", СКР "Смерчь", СКР "Туман")

1942г. 6 июля наши войска перешли в наступление, чтобы ликвидировать вражеский плацдарм на восточном берегу р. Западная Лица. Командование флота предложило командованию 14-й армии высадить тактический десант в составе усиленного батальона, который должен был ударом с севера помочь частям 52-й стрелковой дивизии уничтожить группировку противника, закрепившуюся на восточном берегу Западной Лицы. Это был первый десант Северного флота. Для десантирования был сформирован отряд моряков-добровольцев из личного состава базы бригады подводных лодок, резервной роты (под командованием старшего лейтенанта Симоненко) и пулеметной роты 102-го стрелкового полка. Командиром высадки был назначен командир Охраны водного района главной базы капитан 1 ранга В. И. Платонов.

   

 Высадка десанта была неожиданной для противника, и его незначительное сопротивление было подавлено огнем сторожевых кораблей. Десант занял усадьбу колхоза «Большая Лица» и левым флангом соединился с 52-й стрелковой дивизией. Гитлеровцы, подтянув резервы, ночью снова перешли в наступление по всему фронту дивизии. Шли упорные, ожесточенные бои. Утром два сторожевых корабля и сторожевые катера флота высадили еще один батальон, но уже на западном берегу губы Западная Лица. Гитлеровцы вынуждены были перебросить сюда с основного направления наступления пехотный полк и развернуть его против десанта. Для фашистских войск создалось критическое положение. Так как весь горнострелковый корпус вел ожесточенные бои с частями 14-й советской армии на р. Западная Лица, у противника не оказалось резерва, необходимого для отражения десанта. Командир корпуса генерал Дитль потребовал у командования армии один-два полка для создания сильного флангового прикрытия корпуса, способного вести борьбу с советскими десантами. Командование армии «Норвегия» передало корпусу 4-й пулеметный батальон и перебросило в Киркенес группу бомбардировщиков. Кроме того, Маннергейм выделил им в помощь 14-й пехотный полк финской армии, который был переброшен из Южной Финляндии в район боев в середине июля. К этому времени десант уже выполнил свою задачу — наступление фашистских войск было сорвано. Корабли Северного флота неожиданно для противника сняли десант и перевезли в Ура-Губу, где он начал готовиться к новым активным действиям.

 

 Немецко-фашистское командование решило возобновить наступление на Мурманск. Чтобы усилить группировку на мурманском направлении, оно приостановило наступление на Кандалакшу. 12 июля, перегруппировав силы, гитлеровцы снова начали наступление. В течение двух дней наша авиация наносила бомбовые и штурмовые удары по войскам противника. Сторожевые корабли «Смерч», «Гроза» и малые охотники за подводными лодками артиллерийским огнем поддерживали оборонявшиеся стрелковые части. Но превосходство в силах было на стороне врага. Создалось критическое положение для советских войск. Командование 14-й армии не имело резервов на мурманском направлении, за исключением не полностью укомплектованного 325-го стрелкового полка под командованием майора А. А. Шакито. Поэтому было решено усилить полк батальоном моряков и высадить его в тылу противника. На подготовку к высадке было отведено всего четыре часа. 14 июля три сторожевых корабля, три тральщика и десять сторожевых катеров при поддержке эскадренного миноносца «Куйбышев», сторожевого корабля «Гроза» и четырех малых охотников высадили 325-й стрелковый полк и отряд моряков (всего 1600 человек) на западный берег губы Западная Лица. Эскадренные миноносцы «Гремящий», «Громкий» и «Стремительный» прикрывали десант с моря.Одновременно с основным десантом с трех мотоботов была высажена группа из 50 человек у мыса Пикшуев, для того чтобы совершать диверсии в тылу противника в районе оз. Титовское. У гитлеровцев оказалось достаточно сил для локализации действий десанта, но это уменьшило ударную мощь войск, наступавших на мурманском направлении.

16 июля для усиления десанта в губе Западная Лица было высажено около 700 бойцов — добровольцев морской пехоты. Активные действия десанта вынудили фашистское командование отказаться от продолжения наступления.

Данные знаки выпущены в память 30-летия перехода из Владивостока в Полярное.

 

Этот переход был  совершен летом 1942г.с целью усиления боевого состава Северного флота. Самыми надежными кораблями для охранения конвоев, и в частности для борьбы с подводными лодками, были эскадренные миноносцы. После перехода Северным морским путем из состава Тихоокеанского флота лидера «Баку» и эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный» в составе Северного флота была сформирована бригада миноносцев, первым командиром которой стал капитан 1 ранга П. И. Колчин. Все корабли вскоре были оборудованы новой гидроакустической аппаратурой и успешно вели борьбу с подводными лодками. Эскадренные миноносцы «Куйбышев», «Грозный», «Громкий» и лидер «Баку» за успешные боевые действия награждены орденом Красного Знамени. Данные знаки идут в продожение темы «Экспедиции особого назначания "ЭОН"».

 

В свою очередь немецкое командование спланировало операцию «Вундерланд» по срыву перехода советских кораблей. В той операции принял участие тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и 5 подводных лодок. В конце августа 1942г. он обстрелял Советскую базу на острове Диксон.  Сторожевой корабль «Дежнев» вступил в неравный бой. В память об этом событии был выпущен след.знак.

 

 

 

 

 

 Данная серия была выпущена в 1972г. и посвящена шевству комсомола над ВМФ.

 


Линкор Петропавловск (Марат) знак посвящен 50 летнему юбилею шефства комсомола над ВМФ СССР. Линкор спущен на воду 29.08.1911г под названием Петропавловск. 20.12 1914г. Вступил в строй и вошел в состав Балтийского флота. Учавствовал в 1й мировой, гажданской, советско-финляндской, Великой отечественной войнах и октябрьской революции. После революции 1917г получил новое имя Марат. С 10.05 по 06.06 1937г совершил поход в Англию для участия в торжествах по случаю коронации, отца Елизаветы II, Георга VI. В 31.05.1943 Кораблю вернули первоначальное имя –Петропавловск. Списан в 1953.

Крейсер «Червона Украина»  - знак посвящен 30-й годовщине начала ВОВ.  Крейсер спущен на воду 25.10.1915г. под именем  «Адмирал Нахимов» далее 26.12.1922 получил новое имя - "Червона Украина" по случаю вхождения Украинской  ССР в состав СССР, и вступил в строй аж  в 21.03.1927г. Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12.12.1941 года погиб крейсер "Червона Украина"

 Гвардейский эсминец «Сообразительный»  Знак с датой 1943-1973  выпущен по случаю 30 летнего юбилея присвоения эсминцу гвардейского звания и одновременно «10 лет»  со дня присвоения СКР-44, нового имени Сообразительный (21.03.1963). Корабль спущен на воду 26.08.1939 с именем «Прозорливый» и 25.09.1940 переименован в «Сообразительный» Вступил в строй 24.06.1941 на ЧФ. 01.03.1943  удостоен гвардейского звания. Списан в 1966г.

 

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»  Это ветеранские знаки корабля. Спущен на воду  15.05.1915г. под именем «Адмирал Лазарев», деле 14.12.1926г. переименован в «Красный Кавказ». Нес службу на Черноморском флоте. 03.04.1942г. удостоен гвардейского звания. Списан в 1953г.

 

Краснознаменный лидер эскадренных миноносцев  «Баку» знак посвящен переходу северным морским путем части кораблей тихоокеанского флота с целью усиления Северного флота. На этом знаке правильный подвес –красного цвета! Встречаются и других цветов –и это уже более поздний довыпуск знаков. Корабль был спущен на воду 25.07.1938г. и переименован в «Орджоникидзе».   Вступил в строй 27.12.1939г и переименован в «Серго Орджоникидзе». Нес службу в составе 1-го дивизиона на Тихоокеанском флоте.  25.09.1940 года лидер был переименован в «Баку». После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион. 06.03.1945 года награждён орденом Красного Знамени. Списан в 1963г. 

Эскадренный миноносец  «Разумный» знак посвящен переходу северным морским путем части кораблей тихоокеанского флота с целью усиления Северного флота. На этом знаке правильный подвес –синего цвета! Встречаются и других цветов –и это уже более поздний довыпуск знаков. Корабль спущен на воду 30.06.1939г под именем  «Прочный» и 25.09.1940 переименован  в «Разумный» . Вступил в строй на ТФ  07.11.1941г. После перехода кораблей ЭОН-18 продолжил службу на СФ. Списан 1963г.  

Эскадренный миноносец  «Разьяренный» знак посвящен переходу северным морским путем части кораблей тихоокеанского флота с целью усиления Северного флота. На этом знаке правильный подвес –белого цвета! Встречаются и других цветов –и это уже более поздний довыпуск знаков. Корабль спущен на воду 22.05.1941г. Вступил в строй  на ТФ  14.12.1941г. Осуществил переход в составе кораблей ЭОН-18 на СФ. Списан 1957г.

Линкор Архангельск –знак посвящен 30-летию приема корабля от союзников в состав ВМФ СССР.Линкор изначально являлся кораблем ВМС Великобритании. Далее 30.05.1944г. был принят от союзников в счет репарации от Италии и был переименован в Архангельск. После окончания войны в 1949г был возвращен  Великобритании.  

 

Крейсер «Мурманск»  Знак посвящен 30-летниму юбилею вступления корабля в состав СФ. Крейсер спущен на воду 29.06.1922г. под названием «Milwaukee» и вступил в строй  ВМС США  - 20.06.1923г. В марте  1944г. сопровождал в СССР конвой JW-58, а по прибытии в  Мурманск был передан ВМФ СССР вместо итальянского крейсера «Duca d'Aosta», отходившего Советскому Союзу в счёт репараций Италии после её капитуляции. Передача состоялась 20.04.1944г., после чего корабль получил новое имя «Мурманск»и нес службу на Северномфлоте. После войны  16.03.1949г. крейсер был возвращён ВМС США.

  

Эсминец  «Свободный» Знак изготовлен к 30 летию гибели эсминца.  Эсминец спущен на воду 25.02.1939г под именем «Бесшумный» и далее 25.09.1939 переименован в «свободный». 08.01.1942 г вступил в строй на ЧФ. 10.06.1942 потоплен авиацией противника. В 1950 году на территории военно-морского госпиталя Черноморского флота открыли памятник. Это четырёхгранный обелиск из инкерманского камня, увенчанный пятиконечной звездой. На мемориальной доске занесена 71 фамилия погибших и умерших от ран моряков эсминца.

 
 
Крейсер «Керчь» 1949-1974 Знак посвящен 25 летию крейсера и вошедшему в строй в 1974 одноименному БПК.  Спущен на воду 22.04.1934 в Италии под именем "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta" и вступил в строй итальянского ВМФ 11.07.1935. За весь период  ВОВ имел лишь одно боевое столкновение, когда 9 июля 1940г. в бою у мыса Пунто Стило прикрывал получивший повреждения линкор "Джулио Чезаре".  До 10 сентября 1943г. совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. 6 февраля 1949 года в порту Одессы крейсер  был передан советскому экипажу в счет репарации от Италии и 26 февраля того же года он получил новое название - "Сталинград", которое  вскоре изменили на "Керчь". Исключили крейсер "Керчь" из списков Черноморского флота 20 февраля 1959г.  

Лидер Эскадренных Миноносцев  «Ташкент» знак посвящен 30-летию поднятия на лидере военно-морского флага СССР. Корабль был заказан правительством СССР в Италии.  Был спущен на воду 28.11.1937г. Далее в мае 1939г. корабль  был принят в состав ВМФ СССР и в 1940г. был включен в состав ЧФ. В 1942г. корабль был потоплен и поднят только в 1944г и разрезан на металл.

 
 

Учебный корабль Океан\Комсомолец –  Вступил в строй в 1902. Корабль был специально построен для обучения личного состава. На корабле проходил службу матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. Экипаж корабля принимал участи в октябрьской революции. В 1922 переименован  в «Комсомолец». В ВОВ на  борту корабля разместилась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота. Имя «Комсомолец» унаследовал один из легких крейсеров ДКБФ. Списан 1961г.

 
 
 

Крейсер «Коминтерн»  Крейсер спущен на воду 20.05.1902г. под названием «Кагул» и в 1905г. И вступил в строй на Черноморском флоте. 25.03.1907г. был переименован в «память Меркурия», унаследовав от брига «Меркурий» Георгиевский военно-морской флаг. Принимал участие в Первой мировой, гражданской  и Великой отечественной войнах. 31.12.1922 Был переименован в «Коминтерн» . в 1942г. Крейсер был затоплен, в связи с невозможностью ремонта после налета авиации, в качестве волнолома.

 

 

Краснознаменный эсминец  «Бойкий» знак посвящен 30 летнему юбилею освобождения Севастополя. Корабль спущен на воду 29.10.1936г. и 09.03.1939г. вступил в строй в составе ЧФ. 27.02.1945 года награждён орденом Красного Знамени. Эсминец принимал активное участие в войне и за все время экипаж не потерял ни одного человека. Списан 1959г.   
 

Крейсер «Калинин» Знак выполнен для ветеранов крейсера. Спущен на воду 08.05.1942г. Вступил в строй 31.12.1942 и 02.02.1943 вошел в состав ТОФ. Списан в 1963г.

 
Лидер Эскадренных Миноносцев  «Харьков» знак посвящен 40-тию годовщины вступления лидера эсминцев в строй боевых кораблей.  09.10.1934 спущен на воду и вступил в строй 19.11.1938 на ЧФ. Погиб в 1943г.  

Крейсер «Максим Горький» проект 26-бис. Знак посвящен  35-летию вступления крейсера в состав КБФ. Спущен на воду 30.04.1938г и вступил в строй 25.10.1940г. Нес службу на Балтийском флоте.  22.03.1944 был награжден орденом Красного Знамени. Списан в 1959г.

 
 

Тяжелый крейсер «Петропавловск» Знак выполнен для ветеранов корабля.  Данный крейсер был куплен у Германии в 1940г. и 25.09.1940г переименован  в «Петропавловск». Флаг ВМФ СССР был поднят на нем в августе  1941г. Проходил службу на Балтике. В 1944 переименован в «Таллин» Списан в 1958г.

 
 

 

Гвардейский крейсер «Красный Крым»  Знак посвящен 35 летию присвоения гвардейского звания крейсерую.Спущен на воду 28.11.1915г. с именем «Светлана», далее  05.02.1929 переименован в «Профинтерн».  Нес службу на Балтийской флоте. В 1929г Совершил первый в истории ВМФ СССР заграничный поход в Германию. В 1931г. Перешел на Черноморский флот и 31.10.1939г переименован в «Красный Крым». 18.06.1942г. удостоен гвардейского звания. Списан в 1959г.

 
 

Канонерская лодка «Красное Знамя» Знак изготовлен в честь 75 лет кораблю. Спущена на воду в 1894г под именем «Храбрый». В 1897г вошла в состав БФ. Канонерская лодка участвовала в первой мировой,  советско-финляндской и великой отечественной войнах. 31.12.1922 получила новое имя –«Красное Знамя». Списана в 1960г.

 
 

Гвардейский сторожевой катер «СКА-065» Знак посвящен 30 летнему юбилею присвоения кораблю гвардейского звания. Построен в 1938 в качестве пограничного сторожевого катера под именем ПК-125 и вошел в состав Черноморского отдельного пограничного соединения, морской пограничной охраны НКВД Черноморского пограничного округа. 22.06.1941 вошел в состав ЧФ. 17.12.1941 переведен в класс сторожевых катеров под именем СКА-065. Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота07 25.06.1943 был удостоен гвардейского звания. 07.05.1944 был отнесен к классу морских охотников за ПЛ и сменил название на «МО-065»

 
 

Сторожевой корабль СКР-19 « Дежнев»  Знак выпущен к 30 летию памятного боя. Спущен на воду 22.05.1937 в качестве Ледокольного парохода. 19.12.1939 мобилизован, на советско-финляндскою войну и переделан в сторожевой корабль в составе СФ, далее был разоружен.  25.06.1941 вновь  мобилизован и вооружен. Вошел в состав СФ 05.07.1941. С 13.08.1941 вошел в состав Беломорской военной флотилии. Корабль прослужил в ВМФ до 1945, а затем до 1969 работал как мирное судно.

 
 

 

Эскадренный миноносец проекта 7 «Громкий» спущен на воду 6 декабря 1937г. и вошел в состав БФ 31 декабря 1938г. 26 июня 1939г.  прибыл в Полярный где вошел в состав СФ.  На счету «Громкого» в ВОВ - восемь сбитых самолетов: пять Ю-88 и три Ю-87. До конца войны «Громкий» преимущественно использовался в качестве эскорта конвоев. Он также участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной операции вместе с эсминцем «Гремящий». 9-10 октября 1944 года обстреливал неприятельские позиции в заливе Маативуоно. 6 марта 1945 года эсминец был награжден орденом Красного Знамени. 26 июня 1948 года перечислен в состав БФ и вошел в состав 8-го ВМФ. 18 апреля 1958г. выведен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в судно-цель ЦЛ-74. 15 сентября 1960г. исключен из состава ВМФ.

 
 
Сторожевой корабль  «Смерчь» Спущен  на воду 22.07.1929 и 13.09.1932 вступил в строй с составе морских сил БФ. В составе ЭОН-1 18 мая — 5 августа 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск и вошел в состав 1 ДНСКР. 21.07.1933 корабль посетили И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров. Участвовал в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Принимал активное участи в уменьшении живой силы немецких захватчиков в районе губы Зап. Лиц. Списан 1960г.  

Сторожевой корабль  «Гроза»  Спущен на воду 28.09.1930 и 22.07.1932 вступил в строй с составе морских сил БФ. В составе ЭОН-2 СКР «Гроза» 26 июля — 21 сентября 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск в вошел в состав 1 ДНСКР. Участвовал в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. СКР обеспечивал сопровождение конвоев и так же выходил на поиск ПЛ. 10.07.1942 июля обеспечивала переход двух ТР из состава конвоя  PQ-17 из Иоканьги в Архангельск. Списан 1952г.

 

Сторожевой корабль «Муссон»  Судно было спущено на воду  в 1931г как рыболовецкий траулер.  02.12.1939 мобилизован, на советско-финляндскою войну и переделан в дозорный корабль СФ. 04.03.1940 переведен с класс сторожевых кораблей под именем «Муссон»           

 

Сторожевой корабль «Туман»  Судно было построено в 1931г в Германии как рыболовецкий траулер.  19.12.1939 мобилизован, на советско-финляндскою войну и переделан в дозорный корабль. 04.03.1940 переведен с класс сторожевых кораблей под именем «Туман» в  1-ый  дивизион сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР). Был потоплен  10.09.1941 около острова Кильдин. Приказом командующего Северным флотом от 28.04.1965 года место гибели корабля - 69 градусов 34 минуты северной широты и 33 градуса 39 минут восточной долготы - отнесено к координатам мест боевой славы. При прохождении его все корабли приспускают Флаг. В настоящее время имя "Туман" присвоено новому сторожевому кораблю Военно-Морского Флота.

 

 

Юнга ДКБФ 1941-1945 Знак Ветерана Юнги ДКБФ Участника Великой отечественной Войны