Тяжелый Авианесущий Крейсер
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных
лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе
группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
Тяжелый авианесущий крейсер Киев - построен в рамках проекта 1143, шифр «Кречет». До 28 июня 1977г. классифицировались как противолодочные крейсеры. Спущен на воду 26 декабря 1972г. и вступил в строй 28 декабря 1975г., и уже 15 июня 1976г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). 28 июня 1977г. переклассифицирован в ТАВКР.
В конце лета 1976г. осуществил поход на Север вокруг Европы. 12-19 апреля 1977г. принимал участие в учениях "Север-77" и 1979г. в противолодочных учениях «Разбег-79» где взаимодействовал с БПК «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», ЭМ «Огневой» и «Московский комсомолец». В 1981г. выполнял роль флагманского корабля во время широкомасштабных учений "Запад-81". В 1982г. принимал участие в учениях ВС стран Варшавского Договора «Щит-82». 4 мая 1985г. был награжден за успехи в боевой подготовке - орденом Красного Знамени. В 1985г. участвовал в учениях "Атлантика-85". 26 июля 1992г. сменил Краснознамённый Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30 июня 1993г. выведен из боевого состава флота. Бортовые номера: 852(1975), 860(1976), 812(1977), 802(1978), 060, 062(1978), 121(1982), 069(1983), 051(1985), 075(1988).
В 2000г. продан частной фирме в Китае и уведён в Шанхай, где прошёл переоборудование под плавучий туристический развлекательный центр.
Тяжелый авианесущий крейсер Минск - построен в рамках проекта 1143, шифр «Кречет». До 28 июня 1977г. классифицировался как противолодочный крейсер. Спущен на воду 30 сентября 1975г. и вступил в строй 27 сентября 1978г., и временно вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). 13 января 1979г. был включён в состав 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). 28 июня 1977г. переклассифицирован в ТАВКР.
В 1979г. совершил межфлотский переход на ТОФ, где в Средиземном море произошла встреча с находившимся на боевой службе ТАВКР «Киев» позднее начался переход вокруг Африки во Владивосток. В 1986г. нес службу в Южно-Китайское море, где вместе с ВПК «Таллин» принял участие в совместных советско-вьетнамских маневрах. Всего за период нахождения «Минска» в составе ВМФ СССР с его палубы было выполнено 2390 полетов Як-38 и Як-38М, а также 3166 — вертолетов Ка-25 и Ка-27.
В 1998г. продан китайской компании и после проведения комплекса работ с 2000г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь города Гонконга.
Бортовые номера: 015(1978), 130(1978), 042(1979), 117(1981), 011(1981), 025(1983), 038(1991), 015(1991). Списан: 1993г.
Тяжелый авианесущий крейсер Баку - построен в рамках проекта 11434. Закладывался крейсер под названием "Харьков", а позже был переименован в "Баку" в честь лидера эсминцев Северного флота. Спущен на воду 1 апреля 1982г. и вступил в строй 11 декабря 1987г., и уже 30 декабря 1987г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ).
1 октября 1990г. вошёл в состав 44 дивизии противолодочных кораблей и переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». 5 марта 2004г. крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ.
Бортовые номера: 111(1986), 103(1988), 079(01.1989), 091(1990), 069(1995). Списан: введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
Тяжелый авианесущий крейсер Новороссийск - построен в рамках проекта 1143М. До 28 июня 1977г. классифицировался как противолодочный крейсер. Спущен на воду 26 декабря 1978г. и вступил в строй 14 августа 1982г., и уже 24 октября 1982г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). 28 июня 1977г. переклассифицирован в ТАВКР.
В Севастополе, 9 мая 1983г. принял участие в параде. 14 мая 1983г. в сопровождении ЭМ «Находчивый» и БПК «Сдержанный» вышли из Севастополя и начали переход вокруг Европы.
В августе 1983г. принял участие в учениях «Магистраль-83» и «Океан-83». 17 октября 1983г. начал переход из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии к месту постоянного базирования на ТОФ. В 1984г. участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень». Весной 1985г. приял участие в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов. В июне 1985г. вместе с СКР «Ревностный» и СКР «Порывистый» участвовал в поисковой операции в Японском море.
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.
Бортовые номера: 137(1981), 018(1984), 028(1988), 010(1988), 028(1991). Списан: 1993г.
Сравнительные характеристики:
"Новороссийск" |
"Баку" |
"Киев" и "Минск" |
16 самолетов Як-38. 18 вертолетов Ка-27. |
16 самолетов Як-38. 19 вертолетов Ка-27 3 вертолёта Ка-25 |
16 самолетов Як-38. 18 вертолетов Ка-27.
|
4 х 2 ПУ ПКРК "Базальт" (16) 2 х 2 ПУ ЗРК "Шторм" (96) |
6 х 2 ПУ ПКРК "Базальт" (24) |
4 х 2 ПУ ПКРК "Базальт" (16) 2 х 2 ПУ ЗРК "Шторм" (72) 2 х 2 ПУ ЗРК "Оса-М" (40) |
2 х 6 ПУ ЗРК "Кинжал" (96) |
4 х 6 ПУ ЗРК "Кинжал" (192) |
|
2 х 2 76,2-мм АК-726 орудия 8 х 6 30-мм АК-630 орудий |
2 х 1 100мм АК-100 орудия 8 х 6 30мм АК-630 орудий |
2 х 2 76,2-мм АК-726 орудия 8 х 6 30-мм АК-630 орудий |
1 х 2 ПУ ПЛРК РПК-1 (16 ракето-торпед) 2 х 12 РБУ-6000 (129 РГБ-60) |
2 х 10 РБУ-12000
|
1 х 2 ПУ ПЛРК РПК-1 (16 ракето-торпед) 2 х 12 РБУ-6000 (129 РГБ-60) 2 х 5 533-мм ТА |
Тяжелый авианесущий крейсер Рига.
Тяжелый авианесущий крейсер Рига - построен в рамках проекта 11435. Заложен под названием «Рига», спущен на воду 4 декабря 1985г. под названием «Леонид Брежнев», в период испытаний 11 августа 1987г. был опять переименован «Тбилиси» и вступил в строй 25 декабря 1990г. уже под новым именем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
В мае 1991г. временно вошёл в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. В декабре 1991г. крейсер совершил переход вокруг Европы на Северный флот, где был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево. 1 апрелоя 1992г. приказом командующего СФ включён в число кораблей первой линии. В 1998г. принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 2000г. участвовал в операции по спасению АПРК «Курск».
В феврале 2004г. выполнял задачи в море под руководством Начальника Генерального штаба ВС РФ. За учениями наблюдал Верховный Главнокомандующий ВС РФ, президент В.В. Путин.
С 22 сентября по 22 октября 2004г. в составе корабельной авианосной группы из 9 кораблей Северного флота, включавшей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в походе в Северную Атлантику. С декабря 2008г. по февраль 2009г. выполнял задачи дальнего похода в Средиземном море и в Атлантическом океане, совершил заходы с дружественным визитом в порты Тартус (Сирия) и Мармарис (Турция).
В сентябре 2009г. на корабле успешно прошли государственные испытания самолеты МИГ-29К и МИГ-29КУБ. С 6 декабря 2011г. по 16 февраля 2012г. корабль в составе корабельной авианосной группы выполнял задачи дальнего похода в акватории Баренцева, Норвежского, Северного, Средиземного морей, в Атлантическом океане.
Бортовые номера: 111(1989), 113(1990), 082, 062, 063(1995).
Технические характеристики.
Водоизмещение (полное), т |
55000 |
Главные размерения, м |
302,3*72,3*9,14 |
Энергетическая установка |
паротурбинная |
Мощность паровых турбин, л.с. |
4*50000 |
Скорость полного хода, уз. |
29 |
Дальность плавания, мили |
3850 (29 уз.), 8500 (18 уз.) |
Экипаж, чел. |
1960 |
Автономность, сут. |
45 |
Вооружение.
Ракетное вооружение: - ПКРК «Гранит» |
12 ПУ (12 ПКР) |
Зенитное ракетно-артиллерийское вооружение: - ЗРК «Клинок» - ЗРАК «Каштан» - 30-мм ЗАК АК-630 |
24 ПУ (192 ЗУР) верт. пуска 256 ЗУР и 4800 выстрелов 8*6 (24000 выстрелов) |
Противолодочное вооружение: - комплексная система ПЛО и ПТЗ «Удав-1» - РГБ |
60 |
Авиационное: - самолеты Су-27 (Су-33) / вертолеты Ка-27 |
12/24 |
Тяжелый авианесущий крейсер Варяг.
Тяжелый авианесущий крейсер Варяг - построен в рамках проекта 11435. Спущен на воду 25 ноября 1988г. под названием «Рига». 19 июня 1990г. переименован в "Варяг". Сдача в эксплуатацию планировалась на 1993г. Корабль предназначался для службы на КТОФ, но в 1993г. по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине.
В 1995г. корабль был исключён из списков флота России и передан заводу-изготовителю в счёт долгов. В 1998 г. был продан китайской фирме.
Проведен через Босфор 4 ноября 2001г. Официально было заявлено о намерении превратить корпус в плавучий отель, как было с ТАКР «Минск» и ТАКР «Киев», но позже его решили достроить как боевой корабль и 23 сентября 2012г. вошел в состав флота Китайской Народной Республики. Он получил наименование "Shi Lang".
Более подробную и наглядную информацию можно подчеркнуть из представленного видео. Большое спасибо телеканалу "Звезда" и студии "Крылья России"
Авианесущие корабли Советского Союза. Фильм 1я и 2я части (2012).
Ударная сила №163: «Щит авианосца» (11.11.2008)
Гром над палубой. Судьба авианосца.